ЭВОЛЮЦИЯ ДУШИ: Как идти путём героя? (Часть 2)

ЭВОЛЮЦИЯ ДУШИ: Как идти путём героя? (Часть 2)

Memento mori
(с лат. «помни о смерти»)

1. Почему путь человека – это путь героя?

Для человека божественная и животная формы жизни – как две противоположные грани. Но обычный человек от рождения естественно склонен вести животное существование, поскольку имеет материалистическое сознание, его привлекают внешние удовольствия и отталкивают страдания.

Человеческая форма жизни особа тем, что позволяет – и обязывает – перейти от животной формы к божественной. Именно потому путь человека – героический путь.

Когда человек пробуждается как духовное существо, начинает осознавать себя душой и искать ответы на жизненно важные вопросы, его система мотиваций становится внутренней – он уже идет за внутренними идеалами независимо от внешних обстоятельств. Но для того, чтобы окончательно укрепиться на этом пути, необходимо приложить много усилий и иметь достаточно решимости.

Чем враждебнее окружающая среда, тем лучше клетка или живое существо
развивают свои неизвестные до того таланты.

Бернар Вербер
современный французский писатель, философ

У каждого в жизни есть трудности, которые можно победить, преодолеть себя – и у каждого из нас есть хотя бы несколько опытов побед. Но как поднять планку и всегда соответствовать этому уровню? И как оставаться на этом уровне, следовать высшим идеалам, не терять мотивацию, когда общество вокруг живёт по другим принципам? В трудные времена, когда страдают все в обществе (во время войны или стихийных бедствий), люди и на высшем, и на самом низшем, инстинктивном уровне объединяются для преодоления трудностей. Гораздо сложнее, когда ты один идешь против всего потока: сложно трудиться в обществе недоброжелателей или вставать в 5 утра, если вся семья ложится в полночь.

к содержанию ↑

2. Постоянство дух практики

Правило 5 друзей: 
Вы – это среднее арифметическое тех пяти людей,
с которыми проводите большую часть своего времени
Джим Рон, оратор, психолог, писатель

Для коня в стойле бытие определяет сознание.
Но для человека сознание определяет бытие.
Происхождение человека божественно!
Михаил Казиник, лектор-музыковед

Постоянство и качество духовной практики определяет окружение: нас мотивирует как благостное общение и сильная устремлённость сознания вверх (развиваться, помогать, созидать), так и безумные страдания и боль. Если мы не выбираем первый вариант, то попадаем на рельсы второго. Или мы совершаем ежедневные усилия для развития себя, своих возможностей, бескорыстия и способности быть светочем для других – или жизнь будет навязывать нам свои условия для этого, но уже в принудительной, болезненной для нас форме.

Конечно, даже у чистых, святых и порядочных людей есть в жизни трудности – но у них и гораздо больше ресурса для их преодоления, сильнее вера, им дается больше знаний, способности бороться, ярче чувствовать счастье, спокойствие и уверенность в завтрашнем дней. Когда мы идём верным путём, трудности нас закаляют и не озлобляют, душа становится всё более счастливой и возвышенной.

Для того, чтобы духовная практика всегда была регулярной и интенсивной, необходимо постоянно сознательно погружать себя в соответствующую среду. Среду определяет общение – но это не только физическое общение и дружба, даже в большей степени это может быть контакт ума с объектами почитания, восхищения, благодарности. Также общение через чтение, размышление (о святых, выдающихся, вдохновляющих личностях живших в разные эпохи или даже вымышленных литературных персонажах, о чистых местах и героических свершениях). Ум принимает форму того, на что направлен, и такой становится общая атмосфера нашей жизни: в этом секрет, например, монахов, живших очень чистой жизнью в концлагерях. Многие писали впоследствии, что это был самый счастливый период в жизни благодаря духовной насыщенности.

Когда мы сами не создаём себе условия, атмосферу, среду для духовной практике, забываем о молитве, порядочности, работе над собой – условия для интенсивной духовной практики для нас начинает создавать жизнь. Когда наш ум теряет почву, ориентиры в жизни, а душа погружается в страдания, на самом дне наступает критический момент на пути. Настрадавшаяся душа просыпается для молитвы, уже готова отбросить всё тщетное, принять все законы, всех прощать, благословлять и творить добро. И тогда приходит способность к искренней, регулярной духовной практике, а страдания постепенно начинают отступать.

Иногда большие страдания предотвратить можно ежедневными усилиями над собой, практикой, выбором и созданием благостного общения и окружения – физически и в уме (люди, чистые примеры в нашей памяти, книги, фильмы, музыка, запахи – абсолютно всё, во что погружается наш ум, становится нашим «окружением» и влияет на сознание). Также остро, трезво воспринимать реальность помогает и мотивирует память о страданиях.

Йогананда наставлял, что можно быстро избавиться от мирской иллюзии:
– Вы плачете над своим телом и своими печалями, и тогда приходит Божественная Мать, которая шлепает вас, чтобы вы пробудились от кошмарного сна. Это рано или поздно происходит с каждым.

к содержанию ↑

3. Преодоления препятствий

 Учение, на которого Мастер возложил какую-то трудную задачу, однажды запротестовал:
— Конечно, Вы можете это сделать. Вы — мастер».
И что, ты полагаешь, сделало меня мастером? — потребовал ответа Гуру.
Это произошло в действии! Не цепляйся за мысль о слабости, если желаешь стать сильным

 Видя свою Божественную Мать во всех человеческих существах,
он пробуждал в них веру в присущие им самим добродетели
Он никогда не допускал и мысли, что между ними есть существенные различия.
Свами Криянанда «Путь»
(из главы о своём Гуру Парамахамсе Йогананде)

к содержанию ↑

3.1. Внутренняя борьба (желания, привычки)

Чтобы ученики не оправдывали свое текущие состояние прошлой жизнью, Парамаханса Йогананда сказал:
– Привычки можно изменить за день. Привычка представляет собой ни что иное, как сосредоточение ума: вы определенным образом концентрируетесь.

Просто сосредоточьтесь иначе, и привычки изменятся. 

Множество желаний возникает от привязанности к материальным объектам. Человек не искал бы возможности «расслабиться», забыться привычными сегодня способами, если бы никогда не пробовал мороженого, сахара и вкусовых добавок, не знал телевизора и компьютерных игр, уже не говоря о других пагубных пристрастиях, уничтожающих здоровье и психику.

Познав «запретный плод», нам становится сложно от него отказаться даже в уме, мы стремимся восстановить то состояние, получить больше наслаждения: съездив один раз заграницу (и потратив на это с трудом накопленные деньги), многие люди превращают несколько лет своей жизни в погоню за возможностью «кайфовать» две недели на престижном курорте.

И так, сначала мы познаём много ненужного – объекты, опыт, информацию (из любопытства, по инерции или поддавшись внешнему влиянию), а потом нам становится сложно противостоять своему уму, убедить себя отказаться от того, что убивает нашу душу, но к чему наш ум уже пристрастился.

И для преодоления губительных тенденций ума нам необходимо иметь достаточно воли, решимости, а порой терпения, упрямства и веры, чтобы не поддаваться старым привычкам и взращивать в себе новые. И это непрерывный процесс, требующий осознанности, т.к. старые желания могут возвращаться в неожиданный момент, когда, казалось бы, уже себя изжили. Здесь важно помнить о смысле и цели, можно вести дневник или заранее подготовить для себя «памятку» с описанием пагубных результатов, чтобы в критический момент не поддаться соблазну опять.

Что такое соблазн? Это «хорошо» сейчас и «плохо» потом.
И если вы уже назвали это соблазном, значит, стали осознавать его негативные последствия.
Преодоление соблазнов — это вопрос правильных приоритетов.
Мы учимся слушать голос своей совести, а это наивысшая мудрость жизни.
Да, это не всегда будет получается, но это нормально.
Главное в моменты промахов не винить себя и не злиться на себя.
Ведь вызов такого рода почти непреодолим для эго.
Поэтому духовный искатель полагается не на силы своего маленького эго, а на Высшее Я.
Рассчитывая не на маленький генератор, который выдает небольшой ток,
а на большую и мощную электростанцию.
И
мрам, мистик, Мастер Крия Йоги

Нужно совершать усилия в ответ на вызов, брошенный себе же. Для развития нам необходимо брать планку чуть выше своего уровня. Если наши задачи и требования к себе ниже – мы деградируем, если значительно выше – можем не дотянуть и сломаться. Дошкольнику полезно разрабатывать руку, раскрашивая картинки, но выпускник уже давно вырос из раскрасок. А вот решать математические задачи на уровне аспирантуры для него будет очень сложно – от этого самооценка упадёт, и юноша может от отчаяния и осознания собственной тупости и неполноценности бросить обучение, решив, что для него это вообще невозможно. Поэтому важно хорошо освоить задачи своего уровня и стараться разобраться в дополнительных, «со звёздочкой». Тогда он будет развиваться наиболее эффективно и быстро.

Как в жизни понять свой уровень и границы? Надо стараться сделать больше – поэтому важно пробовать, взять выше и держать планку – если будет слишком тяжело, принять уровень (обязанности, практики, привычки) чуть ниже и быть регулярным в практике. В сложных вопросах может помочь мудрый совет (наставника, старших, святых); когда совет очень нужен, а спросить не у кого – помогает искренняя молитва.

Важно преодолеть в себе душевную лень, уныние, прокрастинацию. Если душа искренне хочет принести благо этому миру, реализовать свой потенциал, заложенный Богом, человек естественно принимает активную позицию, берёт на себя ответственность за себя, своё состояние и свою жизнь. Хоть что-то в жизни всегда можно найти хорошее, что можно сделать: помочь, улыбнуться, помолиться, промолчать, поддержать, приложить усилие над собой, чтобы мир вокруг стал лучше, чище, счастливее, духовнее.

– Мы не можем идти против воли Бога.
Каждому надо исполнять определенные обязанности.
Но мы можем действовать с настроем: «На самом деле, действуешь Ты.
Сделай меня орудием Твоей Воли».

Услышав эти слова Учителя, один из учеников спросил:
«Но как нам узнать, что мы действительно действуем как орудие Божьей Воли?»

И Учитель сказал: Все, что вы можете – делать лучшее из того, на что способны.
Бог хочет, чтобы мы продолжали прилагать усилия
и не увиливали от исполнения своих обязанностей.

к содержанию ↑

3.2. Преодоление тенденций внешнего мира

Не все люди монахи, и не все монахи в монастырях
Олег Ведмеденко, епископ

Как отстаять право быть собой в обществе? И как выйти из-под пагубных влияний: отчаяния (страдания), старых вкусов, привязанностей, привычек, навязываемых обществом антиидеалов?

3.2.1. Социум

Нигде не найти покоя тому, кто не нашёл его в самом себе
Франсуа де Ларошфуко,
французский писатель, философ

Когда мы преодолеваем себя и пытаемся укрепиться в практике, следуя зову своей души, следующим этапом нашего становления и «оперения» становится взаимодействие с социумом. Кто-то теряет прошлый круг общения (и это почти неизбежно), кто-то укрепляется в собственной отделённости. Важно также искать поддержку и единомышленников – не только в своей традиции, в храме, но и среди друзей и знакомых на занятиях по йоге, ведической кулинарии, чтению мантр или изучению санскрита. Единомышленников можно найти и в музее или библиотеке, во время активного отдыха, познавательной экскурсии или спокойной прогулки в парке.

Также колоссальным ресурсом, недооценённым в современном мире, являются книги. Пока есть сложности с общением, мало единомышленников (или есть страх, ложная скромность в общении с ними), нужная книга может стать окном в новый мир и на 200% заменить и общество, и Гуру, и самого дорогого друга в сердце.

Конечно, важно выходить в окружающую реальность и общаться с людьми – делиться и принимать их поддержку. Общество единомышленников не только наполняет жизнь радостью, эмоциями, светом, мотивацией – но и даёт силы, возможности в жизни, может стать ключевым спасительным фактором в труднейшие жизненные периоды.

Сегодня также интернет открывает много возможностей – группы, форумы, курсы. Возможно, стоит обращать внимание на географию и выбирать те сообщества и знакомых, с которыми вы сможете встретиться в реальности, провести время за общением в парке, помочь друг другу посидеть с ребёнком или организовать совместную утреннюю пробежку.

3.2.2.  Близкое окружение

Не говорите, что мне нужно делать,
и я не буду говорить, куда вам нужно идти.
Михаил Жванецкий, писатель-сатирик

Кроме окружающих и друзей «по интересам», у нас остаются отношения семейные, на работе, с друзьями детства и разными приятелями. И эти люди могут быть совсем далеки от наших новых интересов.

Если эти люди невежественны, а отношения не близкие – лучше не втягиваться в них, максимально погружаясь в чистые отношения, молитву, духовную практику. Нужно избегать токсичных взаимоотношений.

Если кто-то близкий, особенно в семье, ведёт разрушительный образ жизни, и его общества невозможно избежать, – остаётся только искренняя отчаянная молитва. И Господь всегда отвечает ищущим душам, спасает и защищает, открывает неведомые ранее возможности. Также аскезы (голодание, усиленный спорт, самоограничения) помогают укрепиться как личность, физически и психически и выйти победителем из любых трудностей.

Но чаще всего у нас остаётся круг людей, для которых мы в начале своей духовной трансформации выглядим неадекватными, а со временем остаёмся просто странными или даже становимся мудрыми и сильными. Что же делать, чтобы развиваться в ногу со своими единомышленниками, но при этом помогать людям из своего прошлого круга общения?

Сначала важно честно себе ответить на вопрос: «Почему я хочу, чтобы этот человек изменился?». Нередко причина, чтобы он стал счастливее и улучшил свою жизнь, далеко не на первом месте. Чаще главная, для нас важнейшая причина, – чтобы мне было удобнее жить, чтобы меня лучше понимали, чтобы я получил возможность вовремя ложиться и рано вставать, чтобы близкие перестали причинять мне страдания своим невежеством (например, звуками, запахами, поведением) или даже чтобы у меня из холодильника пропали соблазны (которые покупают себе домочадцы). Поэтому сначала важно преодолеть эгоистическую направленность собственного сознания и привести свою мотивацию в соответствие с Божественным замыслом – это поможет в успешной реализации.

Не следует навязываться близким с помощью. Первое правило психолога на консультации – не помогать, пока не попросят. И это если человек сам пришёл на консультацию. В обычной жизни мы все не любим, когда нас начинают учить, воспитывать или лечить – и естественной реакцией на это становится отторжение.

Поэтому для того, чтобы нас слушали и слышали близкие люди, важно сначала получить определённый запас их доверия, признания вашего авторитета. В этом может помочь искреннее участие в их заботах, горестях, проблемах, если мы стараемся уделить им внимание, сделать что-то для них полезное, важное, возможно, выслушать и выразить искреннее сострадание мыслями и действиями.

И только когда у человека в сердце естественно появляется благодарность, признательность, уважение – он готов слушать, может попробовать следовать советам хотя бы из благодарности или любопытства. Когда вы постепенно завоёвываете доверие, человек просто из уважения и благодарности к вам может послушать лекцию, обратиться к врачу или попробовать работать над своим характером, привычками, если эти предложения исходят от вас как от доброго друга, благодетеля, авторитета. И со временем человек уже будет хотеть сделать для вас что-то хорошее, сможет последовать вашему совету просто из благодарности, чтобы вас порадовать.

Друзей можно просто любить и принимать, угощать освящённой пищей, искать новые точки соприкосновения на более возвышенной, духовной основе. И со временем они могут начать интересоваться тем же, обращаться к вам за поддержкой.

Как в детской песенке, «сначала питание, а уж потом – воспитание»:

Чаще всего мы любим людей добрых, заботливых, оптимистичных, искренних, которые к нам хорошо относятся, помогают и принимают нас, терпеливы к нашим недостаткам, умеют не замечать или прощать наши промахи. Мы редко хотим близко общаться с теми, кто критикует, обманывает, унижает, предаёт. Нам бывает сложно с людьми эгоистичными, злопамятными, депрессивными. Отсюда понятно, что видеть вокруг себя доброжелательных и ответственных людей можно тогда, когда сам проявляешь эти качества и даришь миру лучшую версию себя.

Поэтому лично мне важно стараться стать таким человеком, рядом с которым другим будет хорошо, вместо поиска кого-то идеального, с кем мне было бы комфортно. Похоже, это и есть самый верный способ изменить своё окружение: ведь мы и сами привлекаемся только к тем, с кем есть резонанс…

Если не сразу, то со временем окружение обязательно изменится – как текущая реальность отражает большей частью наше прошлое (мысли, желания, поступки), так и будущее во многом зависит от настоящего. Т.е. результат своих усилий сейчас в полной мере мы сможем прожить именно в будущем.

Счастье – это совсем не то, чего мы ждем и получаем в редкие моменты.
Счастье – это то в нас, что радуется этим моментам.
Эльчин Сафарли, писатель

к содержанию ↑

4. Вина и самобичевание

Ученик оправдывал отсутствие у него признаков духовного развития тем, что ему трудно избавиться от своих недостатков. Интуитивно видя более глубокую причину, Учитель сказал: «Богу нет дела до твоих недостатков. Но он видит твое безразличие».

ЧЕЛОВЕКА СУДЯТ ПО ИДЕАЛАМ
Олег Сунцов, монах, лектор

Проигранное сражение – это не проигранная война,
а каждое обретенное знание – оружие.
Вера Камша, писатель

Еще одним препятствием на пути может стать самоуничижение в результате осознания своей ничтожности.

Когда личность преодолевает трудности и, наконец, получает опыт дисциплины, следования своим идеалам, совершения регулярных аскез, когда узнаёшь исключительный вкус победы себя низшего, когда внешние трудности – какими бы тяжёлыми они ни были – отступают перед силой личности, преданности и аскетизма, приходит главное испытание – гордость. Сила нового соблазна, чувства превосходства может привести к падению, сводящему на нет предыдущие успехи. И путь повторяется заново.

Или бывает, когда человек начал вырываться из оков кармы, преодолевая все возможные внешние и внутренние трудности, – он становится чище и чувствительнее, и вспоминает, что грешен. Просыпается совесть, которую эго пытается использовать в своих целях – внушая личности её греховность и ничтожность, самоутверждаясь уже не чувством превосходства, но ущербности. По сути, это та же гордыня, только с обратным знаком.

Все мы к гордости причастны, оттого душой несчастны
Иеромонах Иннокентий
Сознание греха, смиряющее человека, полезнее, чем доброе дело, раздувающее его гордость.
Ричард Бакстер, богослов

Если человек совершил «грех» (т.е. ошибся в жизни), важно раскаяться, перекреститься и идти дальше, принося другим счастье. Забыть об этом: мы не властны над своим прошлым, но от сегодняшних поступков и мотивов зависит будущее. Зависание, самобичевание не поможет в реальной жизни быть лучшим супругом, другом или художником, чем вчера. Самое важное — Ваша искренность. Каждый совершал ошибки, осознанно или нет. Но только благодаря искреннему раскаянию и желанию быть с Богом, преданию через осознание того, что я сам ничего не могу, только по Его Милости — именно так у нас есть возможность освободиться от всего своего сложного прошлого и чувствовать счастье от Него.

Поэтому искупить свои ошибки можно:

  1. твёрдым решением не поступать так больше (вследствие яркого осознания своей неправоты) и
  2. правильными действиями сейчас, приносящими другим благо (в том числе, в сферах, где провинился).

Если человек сам не приходит к этому, жизнь приводит его через страдания. Именно они открывают глаза на свои проступки и позволяют понять, что мой грех причинил боль другим живым существам – ту боль, о которой я раньше не знал и которую сейчас проживаю. И после такого опыта душе не хочется совершать те же губительные действия, появляется внутреняя сила, решимость, способность не повторять тот же грех во что бы то ни стало. Поэтому когда человек сам пришёл к раскаянию – он избавляет себя от домоклова меча негативной кармы или может значительно снизить эффект влияния кармы, а также собственные страдания. Ведь когда мы знаем, за что наказаны, и принимаем справедливость наказания, нам легче жить: есть понимание, что всё честно, что «срок» закончится, что боль не вечна, и в будущем надо поступать хорошо.

Конечно, нельзя становиться «профессиональным грешником», позволять себе слабости перед покаянием – это самообман и непризнание ошибки. Разница в том, что искренний человек сильно раскаивается, хочет меняться и прикладывает усилия для этого.

Но иногда человек сам не позволяет себе подняться, «опериться», отстаивать свою точку в обществе или просто придерживаться своих идеалов (не заставляя никого) из-за чувства вины, неуверенности, осознания собственных ошибок. Когда открывается сердце, человек растёт над собой, становится чище, перед взором его сердца внезапно начинают всплывать щемящие душу картины, подтверждающие его мизерность, неправоту…

Во-первых, только совестливый человек имеет счастье помнить свои ошибки (или вспоминать по мере пробуждения совести): когда кто-то стремится забыть о жизни по совести, истина о себе постепенно покрывается все большим слоем пыли в тайниках сознания, и человеку становится сложно как видеть свои недостатки и их исправлять, так и чувствовать и понимать окружающих; узнавать искренних и чистых людей из толпы может лишь такой же человек.

Во-вторых, следует понимать, что память о своих недостатках, всплывающая в сердце, является лишь «объемом работы», который нужно преодолеть: молитвой, аскезой, отчаянным раскаянием и ещё более мощным искренним устремлением к Свету нужно преодолеть в себе это, сжечь в зародыше свои уже былые недостатки в своём пламенном порыве сердца к добру, к Богу, к лучшей жизни среди святых людей, в чистой атмосфере.

Материальный мир соткан из страданий. Страдания постоянны и вызваны нашей реакцией на перемены в наиболее важных для нашего сознания аспектах жизни. Именно страдания, неудовлетворённость, желание что-то изменить постоянно вынуждают нас бороться, искать опору в чём-то другом. Сначала мы эту опору воспринимаем как временный «рычаг» для решения текущих проблем, но со временем оказывается, что это и есть более важное в нашей жизни. Такой опорой может становится труд, порядочность, молитва, общение с настоящими друзьями, искусство, саморазвитие или благотворительность. Но всё, к чему бы наш ум ни привязывался, мы должны потерять – для того, чтобы душа это прожила на своём опыте, осознала единственную реальность и важность в жизни искренней, интенсивной духовной практики, молитвы, предания себя Богу – и оттуда научилась черпать силы, вдохновение и радость.

Где внимание, там энергия

Когда внимание переключается с проблемы на другие сферы, сразу для сознания снижается важность тех сфер, которые приносили нам страдания – а значит, у нас всё больше появляется вдохновения и сил вытаскивать себя из болота, видеть свет в конце тоннеля, находить решение, исследовать новое. Спасти может даже переключение на саморазвитие, на другие сферы жизни. Но кульминацией является духовная практика – молитва сама по себе и внутренний молитвенный настрой в повседневной жизненной борьбе.

Нужно настроить себя на отдачу, служение – перенаправить поток, замкнутый на себе, на других людей и на Бога – вверх и вовне. Когда «Я» хочет потреблять, забирать, наслаждаться, создавать для себя лучшие условия, чтобы «кайфануть» – энергия внимания направляется на эго, на личность и замыкается на себе. Мы превращаемся в лучики света, улетающие от солнца во тьму в погоней за светом, счастьем. Но когда мы выбираем противоположный настрой – отдать, помочь, стать для других светом, радостью, надеждой, принести окружающим радость и облегчение, привнести в жизнь близких солнце – то мы становимся проводниками, через нас проходит все больше света, наша «проводимость», возможности творить добро и помогать все увеличиваются. Мы с ускорением несёмся к солнцу, приближаясь всё больше – и получая всё больше счастья в своей жизни. Чем больше через нас проходит добра и света, тем больше увеличивается и наша способность радоваться жизни, получать счастье, быть удачливыми и успешными, жить в комфортных условиях и достигать целей. Ведь если веточка цветёт, даёт плоды, к ней будет поступать всё больше питания из дерева, земли, от солнца и воздуха. Так и мы: эгоистичная мотивация (и следовательно, поступки) зацикливает внимание на себе, и мы теряем способность к счастью и спокойствию. То есть, просто выгоднее стать проводниками света, чтобы его получать всё больше. И важно развивать бескорыстный настрой: пока мы думаем о личной выгоде, внимание зациклено на себе. Поток отдачи, поток счастья может раскрыться в полную мощь только когда течёт через меня (а не внутрь).

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы;
и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1-2)

Нам нечего расчитывать на справедливость: если мы родились на Земле (а не в раю среди ангелов), у нас уже столько грехов и ошибок за все жизни, что можно надеяться лишь на милость. Поэтому важно поставить перед собой возвышенную цель, сделать шаг навстречу Богу – и Он сделает навстречу нам тысячу в ответ (даже человек готов сделать больше в ответ на добро, а Бог тем более, будучи совершенной личностью).

к содержанию ↑

5. Регулярность практики: искусство маленьких шагов

Помня о смерти, наполняешь жизнь смыслом
Кодекс Бусидо

Данных может быть больше или меньше,
но все решает характер – та внутренняя талантливость,
которая дает самые неожиданные результаты
Пётр Антонович Пестов,
солист балета, педагог

Что значит быть героем и как преуспеть на этом пути?

Можно один раз совершить что-то великое, значимое, требующих сверхусилий – и гораздо сложнее всю жизнь прожить на таком уровне, с завышенной планкой.

У каждого свой уровень, возможности, потребности и сокровенные желания: для кого-то падением будет не встать в 3 утра раз в год, для другого достижением станет единоразовое пробуждение в 7 утра.

Но для действительно героического поступка – такого, который может кардинально изменить жизни людей – также нужна длительная подготовка. Почти каждый из нас совершил в жизни что-то, чем сейчас гордится – но мы не всегда помним, что это стало для нас возможным благодаря длительной предварительной подготовке, осознанной или нет, благодаря чьей-то помощи, неожиданной удаче (от нас не зависящей) и возможностям, открывшимся по воле высших сил в ответ на отчаянную потребность нашей души.

Поэтому для совершения эволюционного скачка, действительного прогресса в своей жизни необходима регулярность, самоотдача, определённый героизм в практике, в повседневной жизни. И пусть это не будет очевидный героизм пожарника или воина на линии огня, но верность и преданность избранному направлению, постоянство в следовании высшим идеалам, регулярность в духовной практике.

Даже если меч понадобится один раз в жизни, носить его нужно всегда.
Мы должны всю жизнь готовиться к своей последней битве.
Неизвестно, когда она наступит – сейчас или завтра.
 Кодекс самурая

Возможно ли устоять на пути героя?
И как оставаться продолжать развиваться, не останавливаясь, не прекращая?

В жизни как во время езды на велосипеде: удержать равновесие можно только двигаясь вперёд. Чем быстрее – тем лучше. Нужно для себя определиться с идеалами, ориентирами и целями, поднять планку и никогда её не опускать. Не все выдерживают, но нужно стараться. Главное – качество: искренность, отдача, дхарма. Если сложно бежать – идти или хотя бы ползти в нужном направлении.

И осознавать, что это не я решаю всё в своей жизни, добиваюсь успеха и владею собой – но по милости Всевышнего, наставников и своих родителей мы живём, получаем силы и вдохновение для преодоления всех трудностей и достижения главной цели жизни – возвышения над собой и материальным миром, культивирования любви к Богу и приближение к Нему. Всё в нашей жизни приходит по карме и ни единой трудности нам не даётся без сил на её преодоление (хоть и кажется часто наоборот).

Каждая мечта тебе дается вместе с силами,
необходимыми для ее осуществления
Пауло Коэльо «Алхимик»

Нам надо вспомнить, что здесь мы временные пассажиры, материальный мир – как поезд. Куда он нас везёт? Зависит от нашего выбора, усилий и мотивов. Мы сели в поезд не обои клеить, но найти свой путь к счастью и укрепиться на нём, чтобы обеспечить себе прогресс и возможность познать высшие миры, где нет страданий и эгоизма. Более счастливая жизнь возможна для того, кто отрёкся от себя ради высшего блага и научился идти с Богом, реализовывая высшие ценности в своей жизни.

Огромная сила приходит от Всевышнего – через духовного учителя, верность идеалам, природу и режим дня, через аскезы и голодание, в храме и святых местах, в медитации, в паломничествах. Самое главное – помнить о смысле и цели. Если есть внутренний настрой принести счастье своему духовному учителю, намерение служить Богу и решимость помнить о Нём в каждый миг, посвятить свою жизнь Ему – то и рай, и ад теряют власть над душой. Когда на первое место становится Господь, а насущной потребностью души – быть с Ним, служить Ему, любить Его, чтоб только Он не покидал меня – тогда и в аду страдания становятся незаметны, и в раю блаженство не сравнится с Богом – и душа становится свободной от всех влияний и выходит из колеса сансары, влекомая только Богом и по Его Милости.

Йогананда часто говорил ученикам:
– Вы постоянно должны беззвучно петь:

«Господь, я всегда буду принадлежать Тебе».

Часть 1
Часть 1 здесь

Выражаю свою искреннюю благодарность идейному вдохновителю статьи – Елене 🙂

к содержанию ↑

Использованные и рекомендованные источники

  1. Духовная практика

Имрам. Карма, судьба и свобода выбора, влияние астрологии
https://www.youtube.com/watch?v=uwM7JLjDCB8

Бхагавад Гита — Царственная наука Богореализации. Перевод и комментарии Парамаханса Йогананда. Перевод с англ. А. Л. Кудлая, 2004 г.

Материалы сайта и рассылки
http://www.yogananda.biz/subscription.html

Свами Криянанда «Путь», глава 21
http://www.ananda.ru/Path_21.htm

Олег Ведмеденко Библейская школа духовного совершенствования http://vedmedenko.org.ua/

Армен Петросян. Стодневка. День 26 Решением какой проблемы вы являетесь?
https://teletype.in/@stodnevka.ru/ubj6xk9q2

  1. Питание

Садгуру. Интервальное голодание – Делайте так и 50% болезней уйдет за 6 недель
https://www.youtube.com/watch?v=crto8XjwTS0

Феномен племени хунза
https://bigpicture.ru/fenomen-plemeni-xunza/

  1. Зависимости

Вредные привычки — как избавиться? Советы Мастера Крийя Имрама
https://www.youtube.com/watch?v=2EezZUSr—o&t=2s

Шинзен Янг «Естественное избавление от боли». Аудио-медитации для облегчения и растворения боли
http://www.audiomed.org/
https://victorshiryaev.org/about/

Вадим Тунеев. Психология зависимости (Вебинар 2020.04.11)
https://www.youtube.com/watch?v=s6iHIc8Yf20

Дофаминовая зависимость
https://www.youtube.com/watch?v=ygGdmT8qpYI
https://www.youtube.com/watch?v=wcvegGZ9Dqs
https://www.youtube.com/watch?v=TGOIIOxSp6k
https://www.youtube.com/watch?v=4HPi9xvFUZo

Статьи:
https://www.beloveshkin.com/2014/12/dopamine-1.html
https://www.beloveshkin.com/2014/12/dopamine-2.html
http://ntrez.ru/gormon-dofamin.html

  1. Лекции – практика, характер, счастье, самонаблюдение

Дада Садананда. Сделать сложный выбор, пройти испытания, спасти мир… Кто может быть героем? https://www.youtube.com/watch?v=-3oAoWBKkd8

Олег Сунцов. Как проявить уважение?
https://www.youtube.com/watch?v=Owmev3y8msM

Олег Сунцов. Коррекция негативной кармы или как искупить грехи — Москва, 26.03.2013 https://www.youtube.com/watch?v=Mw20UkJirbI

Олег Сунцов. Что такое счастье и как его достичь — Москва, 30.01.2013
https://www.youtube.com/watch?v=PEeOJmFmmm0

Олег Гадецкий. Как быть счастливым | 4 принципа счастья.
https://www.youtube.com/watch?v=OK7h8MwvN1E

Олег Сунцов. Можно ли обрести божественные качества за одну жизнь?
https://www.youtube.com/watch?v=oqEEGPn93Gs

  1. Культура, искусство, творчество

Интервью Николая Цискаридзе, Петра Пестова
https://www.youtube.com/watch?v=1inYpTQIGD8
https://www.youtube.com/watch?v=IY5TT0CCY74

Интервью Михаила Казиника
https://www.facebook.com/theroerichmuseum/posts/2027654547470702/

Благодарим, что поделились статьёй в социальных сетях!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.